С возрастанием электрификации транспорта в мире в целом, и в частности в Киеве и Украине, набрал актуальности вопрос его зарядки. Инфраструктура пунктов для подзарядки начинает развиваться, поэтому большинство пользователей встают перед вопросом: где заряжать электромобиль, дома или на общественной зарядке?
По времени это практически то же самое (5-9 часов и больше, в зависимости от максимальной пропускной мощности), а вот насколько это выгодно - мы рассчитали для каждого случая в отдельности.
- Тарифы популярных компаний
- Полная карта зарядок по всей Украине
- Зарядная от ЗС дома
- Зарядка от обычной розетки 220В
- Расчет стоимости полного заряда в бытовых условиях
- Самый выгодный способ - полная зарядка за 20 грн
Где можно зарядить электромобиль и сколько это будет стоить?
Пункты подзарядки размещаются на АЗС, автопарковках, возле кафе, или ТРЦ. Перед выбором необходимо знать свой тип разъема зарядного кабеля. Всего их шесть:
- Wall Outlet (Euro Plug);
- Mennekes (Type 2);
- EV Plug (J1772);
- Three Phase 32A;
- Wall Outlet 120v;
- Tesla HPWC (Model S).
Сетевые ЗУ, как правило, требуют предоплаты. В каждой компании собственные тарифы, например:
- Сеть «ТОКА» - Цены на зарядку варьируются от 9.99 до 12.99 грн/Тока в зависимости от выбранного типа порта и скорости зарядки;
- Autoenterprise - тарифы: 10 кВт - 1 грн/мин, CHAdeMO (быстрая зарядка) 20 кВт — 3 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 5 грн/мин, около 1000 ЗУ по всей Украине;
- Окко – от 10.99 до 14.99 грн./КВт в зависимости от порта и мощности зарядной станции.
- WOG - от 11 до 14 грн, в зависимости от порта. Более 300 точек по всей Украине;
Карта зарядных станций в Украине. Самая полная база в приложении PlugShare
Как бы там ни было, проще всего и дешевле заряжаться дома. Вы точно не встретитесь с проблемой очереди, неисправности или отсутствия нужного кабеля, а платить необходимо будет по себестоимости электроэнергии, что в разы дешевле, чем переплачивать за вынужденную парковку. Оставив машину заряжаться на ночь в гараже, Вы можете быть спокойны, что с ним ничего не случится, а утром он будет стоять с «полным баком».
Зарядная станция дома - эффективно, быстро, безопасно
Применение ЗС на бытовом уровне - более эффективная экономия электричества за счет ее высокого КПД. Все производители авто рекомендуют заряжать именно через них. Главные преимущества:
- Более быстрая и эффективная зарядка за счет преобразования параметров тока;
- Сохранение ресурса АКБ на протяжении длительной эксплуатации;
- Контроль состояния подключенной электросети, защита от перегрузок.
Единственным минусом домашних ЗУ является их стоимость. Например, цена бытовой модели на 3,7 кВт начинается от 750 EUR, а более мощной на 7,2 кВт - от 900 EUR. Узнать больше о доступных моделях и их характеристиках можно на странице "Зарядные станции для электромобилей"
Зарядка от розетки - альтернатива, но не такая сказочная как в рекламе
Для домашней подзарядки необходимо установить специальную трехфазную розетку на 380В, которая будет заряжать в три раза быстрее обычной 220В. В которую подключается кабель с «чарджером».
Некоторые производители выпускают специальные чарджеры для обычной 16А розетки на 220В, но это будет очень долгий процесс, поэтому такие устройства продаются или идут в комплекте, как дополнительные.
И исключительно, как резервный вариант, на случай, если другой возможности нет. Регулярно это делать не рекомендуется, из-за того, что кабель при этом перегревается, а сам аккумулятор принимает ток неоптимальных параметров, из-за чего уменьшается его ресурс.
Некоторые электромобили заряжаются только при наличии заземления. Например, «умный» кабель Mobile Connector для Tesla Model S при подключении тестирует сеть на наличие заземления. Пока устройство его не «увидит», зарядка не начнется.
Существуют специальные зарядки не требующие заземления, но мы не рекомендуем их использование из-за повышенной нагрузки на сеть.
В бытовой сети напряжение 220В и ток до 16А. В идеальных условиях вы можете получать электричества до:
220В × 16А = 3520 Вт (3,52 кВт).
На практике - это среднее значение от 2,5 до 3 кВт, ввиду того, что со временем ухудшаются контакты, а также изнашивается проводка. Чтобы получать заявленный ток в 16А, лучше провести новую проводку и поставить качественные розетки - Legrand.
Популярный в Украине Nissan Leaf 2015 года выпуска оборудован аккумулятором на 24 кВт*ч. Для полного его восстановления от домашней сети Вам потребуется:
24 кВт*ч / 2,5 кВт = 9 часов 40 минут.
По факту, больше, так как процесс не линейный по мощности и времени, после 80% - он проходит медленно, и при преобразовании теряется около 10% электричества.
Если у Вас Tesla Model S на 85 кВт*ч, придется ждать еще дольше:
85 кВт*ч/ 2,5 кВт = 34 ч (!)
При установке трехфазной розетки на 16А заряжать можно намного быстрее. Без учета потерь, ее максимальная пропускная мощность достигнет:
380В × 16А × 1,72 (cos φ) = 10 458 Вт (10,46 кВт).
Соответственно полная зарядка от трехфазной сети будет не дольше:
24 кВт*ч /10,46 кВт = 2 часа 20 минут для Nissan Leaf
85 кВт*ч/10,46 кВт = чуть более 8 часов для Tesla Model S
В линейном подключении потери электричества при преобразовании достигают 10% (в некоторых всего - 2-3%).
В Украине действуют ограничения РЭС по максимально допустимой нагрузке на потребителя, как правило, для частного дома это 5 - 10 кВт, в зависимости от возможностей магистральных веток. При желании, нагрузку можно увеличить, но это уже отдельный финансовый вопрос.
Если заряжать через станцию, при 5 кВт выдаваемой мощности, тот же Nissan Leaf будет заряжаться за 5-6 часов. Если верить производителю, максимальный запас хода на полной емкости составляет 150 км (по факту в среднем около 100 км) - 24 кВт*ч/100 км.
Если со скоростью зарядки все понятно, то с затратами всё еще интересней.
Стоимость затрат при обычном однотарифном учете электроэнергии
И так, в среднем, ежедневный пробег автомобиля в городе составляет до 100 км (если конечно, Вы - не таксист). Для простоты расчета возьмем этот показатель и сравним какой будет расход в Nissan Leaf 2015 года выпуска и аналогичному ему по классу Nissan Juke базовой комплектации 2017 года с ДВС.
Для преодоления дистанции 100 км на Nissan Leaf необходима полная емкость (24 кВт*ч). В итоге, при полной ежедневной зарядке, за месяц Вы израсходуете электричества:
24 кВт*ч × 30д = 720 кВт*ч.
При тарифе на электроэнергию в Украине 2,64 грн/кВт*ч, месяц езды Вам обойдется в:
2,64 грн/кВт*год × 720 кВт*год = 1 900 грн.
Для сравнения, расход топлива в Nissan Juke при городском цикле составляет 7,6 л/100км. Ежемесячный расход топлива составит:
7,6 л × 30 д = 228 л.
При средней цене А-95 в Украине 55,25 грн/л, ежемесячно Вы будете тратить на заправку:
228 л × 55,25 грн/л = 12 597 грн.
Очередное подтверждение того, что даже при однотарифном учёте, езда на электромобиле явно выгоднее аналога с ДВС, и это не считая отсутствия расходов на замену фильтров и масла.
Еще больше экономии при многотарифном учете
Если Вы будете использовать многотарифный учет, то сможете сэкономить еще больше. 8 часов (с 23:00 до 07:00) действия «Ночного тарифа» вполне достаточно для полного восстановления емкости аккумулятора Nissan Leaf. Тариф в ночной период 0,84 грн/кВт*ч. Соответственно ежемесячный расход на подзарядку при городском цикле езды составит всего лишь:
1,32 грн/кВт*год × 720 кВт*год = 950,4 грн.
А как же быть владельцам Tesla Model S P85D? В комплектации идет одно зарядное устройство Mobile Connector мощностью 11 кВт с разъемом Type 2. Через станцию аналогичной мощности производитель гарантирует полную зарядку за 8 часов.
Но, в украинских реалиях бытовая сеть с такой пропускной мощностью практически не встречается, так как везде действует ограничение нагрузки. Средний доступный предел на трехфазную точку - 7 кВт. Полный заряд при такой мощности займет:
85 кВт*ч / 7 кВт ≈ 12 ч
Дополнительная мощность доступная, но ее необходимо заказывать за отдельную плату. Заплатив $3-5 тыс. РЕС, Вам проведут 15-20 кВт линию. Но это уже чисто индивидуальный вопрос, который зависит от Вашего желания и финансовой способности.
Смоделируем следующую ситуацию: Вы вернулись с работы в 20:00 и сразу же «воткнули» Nissan Leaf в розетку, а через 12 часов - в 08:00 с заряженной на 100% батареей снова уезжаете на работу.
На практике, вряд ли Вы будете четко следить за тем, чтобы в 23:00 подключить машину, и отключить ровно в 07:00. В большинстве станций есть функция «заряжать только при действии ночного тарифа» - необходимо лишь подключить кабель, а процесс запустится автоматически в 23:00 и выключится ровно в 07:00.
И так, для полного восстановления емкости необходимо 24 кВт*ч электричества. С трехфазной станцией достаточно будет 4 часа, с однофазной уже 8 часов. По «ночному тарифу» один цикл обойдется всего лишь:
24 кВт*год× 1,32 грн/кВт*год = 31,68 грн.
Если бы у Вас не было многотарифного счетчика, то потратить пришлось бы немного больше:
24 кВт*ч × 2,64 грн/кВт*ч = 63,36 грн.
То есть, ежедневная экономия равна 50%. Ежемесячно Вы будете экономить:
31,68 грн × 31 (день) = 982 грн.
В год Вы сэкономите:
982 грн × 12міс = 11 784 грн.
В Nissan Leaf 2017 года выпуска была увеличена емкость батареи с 24 кВт*ч до 30 кВт*ч. В среднем однофазная станция позволит восстанавливать 3 кВт*ч емкости в час. Это значит, что через 10 часов автомобиль будет полностью заряжен. Ночной тариф действует только 8 часов, значит 2 часа батарея будет заряжаться по 2,64 грн/кВт*ч. В результате полный цикл Вам обойдется в:
(3 кВт*год × 8год × 1,32 грн/кВт*год) + (3 кВт*год × 2год × 2,64 грн/кВт*год) = 47,52 грн.
Без многотарифного счетчика:
30 кВт*год × 2,64 грн/кВт*год = 79,2 грн.
В итоге дополнительная ежедневная экономия составит:
79,2 грн - 47,52 грн = 31,68 грн (то же самое, что и в примере с АКБ на 24 кВт*ч).
Это подтверждает эффективность экономии с многотарифным счетчиком.
Лучше всего об организации зарядки позаботиться до приобретения электрокара. Во всяком случае, еще до покупки Вы точно должны знать, где будете его заряжать.
С первого августа будут действовать новые тарифы и при потреблении более 500кВт стоимость будет составлять 3.4грн/кВт и никаких дневных или ночных тарифов. Что соответственно: 720кВт х 3.4грн= 2448грн. Цена другая, но все равно дешевле! По городу! В тоже время, к примеру я сам, довольно много езжу по командировкам и в менее чем за сутки (бывает) проезжаю около 1200-1500км (Днепр-Киев- встреча с заказчиками и назад Киев-Днепр. Какой электромобиль выдержит такую дистанцию, учитывая что зарядки не на каждом углу, по сравнению с ДВС двигателем и за подобное время? Всё остальное:- поиск зарядки, пересадка на общественный транспорт, и т.д.- потеря времени, причем колоссальная!! Экономия должна быть экономной в том числе и временная, причем для всех, а не навязанная правительством, Евросоюзом, производителем... И в первую очередь отражать потребности, покупательскую способность и т.д- народа! Стоимость эл.мобиля не идёт ни в какое сравнение со стоимостью жигулей, ланосов, калин, сенсов, на которых до сих пор ездит чуть ли не большая часть населения Украины. Когда наши з/п будут приравнены к европейским (в Германии законом утверждена минимальная часовая ставка и составляет 9.6евро/час х курс 32,23=309.4грн/час, что за смену 8ч составляет более 2400грн!!!). Где в Украине платят подобную З/П??? Это при том, что цены на продукцию уж очень приближаются к европейским.
брехня, про зміну тарифів.
Ерунда всё это, если на ДВС поставить ГБО стоимость поездки будет равна стоимости электроэнергии, при этом авто приближенного класса будет дешевле в полтора два раза
Это не ерунда, поскольку надо учесть стоимость техобслуживание, которое у ДВС гораздо дороже. Дайош электромобиль!
Цена ГБО, обслуживание, расходники, свечи, фильтра и т.д, тоже не дёшево
во во, прокладки гбц, цепи, успокоители, насос, форсунки, маховики...
Согласен, только Гбо, нет мозгов и есть лишние деньги можно и понты на батарейках взять, у меня седьмой год VW на Гбо, 0,7-0,8 грн. километр расходы прям как у электрички, с ТО, резиной 3 комплекта, музыкой сигналкой установкой Гбо, ну максимум за семь лет до 1грн. за км. И это притом что с салона брал дешевле в два раза от самой дешевой и голимой электрички. Ах да за это время у электрички пора бы поменять аккум. стоимость можете узнать, я за эти деньги две капиталки движка сделаю. Маркетинг наше все, нам навязывают как хорошо иметь абсолютно ненужный товар и как он выгоден.
И авто на газу универсальное, куда захотел - поехал, а электричка, по городу, бесполезный хлам. И ещё, я в прошлом году попал в метель на киевской трассе, но с полными баками Бенза и газа, и пофиг мне мороз и снег в поле на трассе, а вот люди в Тесле тихо сходили с ума, вроде понты Тесла, и когда замёрзнуть есть риск, понты проподают)
Нету бензомотора - не нужно гбо. У меня ауди А6 2,5л. 6,6 соляры на 100км по Киеву. Соляру беру по 17. 6.6х17 = 1,12грн/км. Езжу так уже более 300 000км (это для любителей рассказать как "дорого" дизеляка в ремонте обходится). Хорошо что есть бензомобили - если бы все были дизелями - солярка бы дорого стоила
Вот ниже человек фантазер. Ауди 2.5 по Киеву 6.5 литров расход, дизель по 17 грн и даже с таким дерьмовым дизелем (цен таких в помине нету) он 300000 км наездил. Странно что она не бесплатно ездит и ещё не летает.
Каждый кто владел дизельной машиной знает - плохой дизель, попандос на бабки.
Это шутка? Расход у лифа большой. Взять Теслу или болта. У них 15-20 кВ на 100 км. Ночной тариф 1 грн. Выходит 20 грн за 100 км. Учтите что масло и фильтра покупать не нужно.
Ваши слова имеют смысл если покупать энергию на быстрых зарядках. Там цена 4-6 грн за кВ и выходит ваш расход гольфа 1.6 на газу. 1 км = 1 грн.
Вышли попукать владельцы ДВСных вонючек ;))))
Престаньте гнуть свои пальцы... ваш газ, надо обслуживать, на данный момент цена газа15-16грн. 1л., ну шо уже и 1грн км не выходит да?! Балаболы...
За электричками будущее... цены упадут в течении последующих 3-4 лет... уже сейчас можно купить электричку в цене 13-15k.$ новую... с пробегом на 200-250км. на одном заряде... вы же в свои вонючки (7-15 лет машинам) даже с ГБО в год вкладываете не меньше 500-1000$ на ТО и текущие ремонты... а если здохнет движок то тут кому как повезет, у кого дизель, тот вешается, у кого бенз то страдает... а в электричке капремонт двигла 300-600$ или покупка нового за 1000 с гарантией на 100к. пробега... говорить можно долго... трепачи готовы свое вонючки защищать и голым задом...только не смотреть вперед...
Да я пока еще вожу ДВСную вонючку кросовер... но года - два и возьму электричку без зазрений совести... а вы и дальше финансируйте СТО, производителей ГСМ и автозапчастей...
Ребята, Вы ошибаетесь если думаете что электричку не надо обслуживать, моторчики тоже умерают и батарейки вздуваются. И тенденция рынка - захвати и подымай цену. Так что вряд-ли получится на шару кататься.
Классно распасано про время и затраты зарядки дома, но знаете , сейчас уже (даже у нас в Одессе) столько зарядок напичкано по городу, в каждом втором ресторане\кафе, у бизнес центров и просто на парковках, что я не думаю, что это есть проблема - приехал на работу и кинул на зарядку.
Единственный минус - если нужно быстро зарядиться, то проблема ....но и тут домой же к своей «быстрой зарядке» не всегда удобно ехать целенаправленно. Так что это не панацея покачто
Для столицы в целом домашняя зарядка IMHO панацея, тут редко кто в день проезжает больше 100 км по пробкам. Для такого пробега хватает заряда аккумулятора даже самого убитого Nissan Leaf (если на светофорах не стартовать), потому зарядившись ночью вполне можно в течении дня не подзаряжать.
Вот к примеру для полноты картины сегодняшние расценки, если кто считает себе там выгодно или нет.
Я допустим уже мозг высушил себе. Сколько людей - столько мнений.
Ну подзарядиться возле кафе в Одессе действительно теперь не проблема. Но все таки хочу поставить зарядную станцию, присмотрел в вашем магазине. Скажите, а есть какие-то требования по установке? Кто может поставить такую станцию и сколько это будет стоять? Сама зарядка недорогая, я смотрю.
Да хоть самостоятельно ставьте, если есть понимание вопроса, специально обученных людей для установки станции не предусмотрено. Но лучше все таки электрика пригласите.
У мене FAW B30-400 Він дійсно не заряджається без заземлення?
Спорить о стоимости километра пробега нет смысла, на электромобиле он намного дешевле. Но есть одно "но" - это окупаемость. Электромобили намного дороже сравнимых по параметрам дизельных/бензиновых авто.
Срок окупаемости (ТО, топливо, ремонты) - это больше 200 тыс.км. И это просто окупится разница в цене (если в электричке не будет поломок).
Про дальность поездки, скорость зарядки (либо стоимость зарядки убивает всю экономию), удобство зимой - уже все написали, это жирный минус без вариантов.
В общем, электричка - только для города и дачи (недалекой и в теплое время, без кондиционера и печки ). Будет пробег на аккумуляторе пару тысяч км без подзарядки - вопрос отпадет сам собой, а пока вот так.
Хочется электричку - возьмите мопед
Я дома поставил станцию, и заряжаю машину в гараже. Удобно, приехал с работы, подключил кабель и до утра батарея уже полная. Недавно мне посоветовали поставить многотарифный счетчик, чтобы электричество ночью было дешевле, что я и сделал. Теперь зарядка моего Лифа обходится копейки, так что советую и вам так сделать!
Для предприятий 5 грн. 1 квт. + потери 5-8 %. Вы серьезно об электромобилях в Украине?
Тоже планирую поставить зарядку в часном доме, пока заряжаю от розетки в квартире, за 8 часов ночного тарифа- полностью заряжается и можно и на работу и на дачу, очень удобно и главное никакого запаха бензина)
Что за чушь про три фазы и про cos Phi больше единицы??? В самом автомобиле стоит инвертор который собственно выпрямляет напряжение из розетки и поднимает его до уровня необходимого для батареи. Если у Лифа стоит однофазная розетка на входе, то куда вы собрались впихнуть три фазы???
Я бы сказал, что газ что электричество выровнялись, если учесть стоимость машины
Кроме лифа есть ещё автомобили и там есть гнездо заправки тип 2 оно на три фазы. Есть американский Шевроле болт с 62 батареей на 470 км. И 200 лошадей движком, до сотки 7 секунд. И пердеть о том что дизель по городу 6 литров не нужно! Да первые 50 тыс да , а далее 8-10-12 литров и насос более штуки баксов, ремонта насоса нет только замена. 2024 купил болт 18 года за 6200 и три штуки доставка в Запорожье.
Короче читаю я все комментарий в 24 году. Тариф сейчас 4.18 это для тех кто писал что поднятие тарифа брехня. Думаю я что выгодно для такси, быстрые заправки это 10-14 грн электро это так же как заправится на газу ПО стоимости. Ну ладно думаю я заряжусь дома дешевле но для такси 120 км запас хода это мало. У меня электро велик купил батарею уже можно выкидывать емкости упалв пипец как. Если смотрю на как даже новый не бушный и вижу 120 км запас хода сразу представляю что это 80 а не 120. А если смотреть бу 120 запас хода так это 90 на бу батарею и 60 реальных через пару лет уже. Думаю ладно 240 надо запас хода. Но 240 будут заряжаться дома 16 часов. Ну да гбо бензин машина надо то проводить и то и се менять. Но электро через 5 надо батарею выкидывать а суолько оңай стоит? Либо покупать авто с запасом хода. То если тебе надо 150 км то покупать 240. Когда я захожу в мото салом и клиент говорит мен надо ездить в село 40 км электро велосипед надо а продавец читает с сайта гордо что это веник может проехать 45-50 то мен жалко такого покупателя и хочется как минимум высказать такому продавцу. Ну, а 240 км уже будет стоит дороже чем на 120 км запаса әр сравнению с бензиновыми и с гбо. Согласен электро это будущее, но когда оно будет по цене доступные двс. 100 лет назад реальный Тесла ты думаешь кары электро не могли придумать? Все придумали 100 лет назад выгодно не было. Короче как я вижу выход это братья ставить станцию зарядки дома братья кар с большим запасом. Это я написал с точки зрения для заработка. Может выйти провести свою жопу на работу и назад можно и 120 км лифом кинув зарядку на ночь. А запоавлятьс по 300 грн 100 км на быстрых заправках выгодой не пахнет. Правильно человек написал Экономия должна быть экономной