!

Как и где выгодней зарядить электромобиль в Украине

С возрастанием электрификации транспорта в мире в целом, и в частности в Киеве и Украине, набрал актуальности вопрос его зарядки. Инфраструктура пунктов для подзарядки начинает развиваться, поэтому большинство пользователей встают перед вопросом: где заряжать электромобиль, дома или на общественной зарядке?

По времени это практически то же самое (5-9 часов и больше, в зависимости от максимальной пропускной мощности), а вот насколько это выгодно - мы рассчитали для каждого случая в отдельности.

Где можно зарядить электромобиль и сколько это будет стоить?

Пункты подзарядки размещаются на АЗС, автопарковках, возле кафе, или ТРЦ. Перед выбором необходимо знать свой тип разъема зарядного кабеля. Всего их шесть:

  • Wall Outlet (Euro Plug);
  • Mennekes (Type 2);
  • EV Plug (J1772);
  • Three Phase 32A;
  • Wall Outlet 120v;
  • Tesla HPWC (Model S).
 

Сетевые ЗУ, как правило, требуют предоплаты. В каждой компании собственные тарифы, например:

  • Сеть «ТОКА» - Цены на зарядку варьируются от 9.99 до 12.99 грн/Тока в зависимости от выбранного типа порта и скорости зарядки;
  • Autoenterprise - тарифы: 10 кВт - 1 грн/мин, CHAdeMO (быстрая зарядка) 20 кВт — 3 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 5 грн/мин, около 1000 ЗУ по всей Украине;
  • Окко – от 10.99 до 14.99 грн./КВт в зависимости от порта и мощности зарядной станции.
  • WOG - от 11 до 14 грн, в зависимости от порта. Более 300 точек по всей Украине;

Карта зарядных станций в Украине. Самая полная база в приложении PlugShare

Как бы там ни было, проще всего и дешевле заряжаться дома. Вы точно не встретитесь с проблемой очереди, неисправности или отсутствия нужного кабеля, а платить необходимо будет по себестоимости электроэнергии, что в разы дешевле, чем переплачивать за вынужденную парковку. Оставив машину заряжаться на ночь в гараже, Вы можете быть спокойны, что с ним ничего не случится, а утром он будет стоять с «полным баком».

Зарядная станция дома - эффективно, быстро, безопасно

Применение ЗС на бытовом уровне - более эффективная экономия электричества за счет ее высокого КПД. Все производители авто рекомендуют заряжать именно через них. Главные преимущества:

  • Более быстрая и эффективная зарядка за счет преобразования параметров тока;
  • Сохранение ресурса АКБ на протяжении длительной эксплуатации;
  • Контроль состояния подключенной электросети, защита от перегрузок.

Единственным минусом домашних ЗУ является их стоимость. Например, цена бытовой модели на 3,7 кВт начинается от 750 EUR, а более мощной на 7,2 кВт - от 900 EUR. Узнать больше о доступных моделях и их характеристиках можно на странице "Зарядные станции для электромобилей"

Зарядка от розетки - альтернатива, но не такая сказочная как в рекламе

Для домашней подзарядки необходимо установить специальную трехфазную розетку на 380В, которая будет заряжать в три раза быстрее обычной 220В. В которую подключается кабель с «чарджером».

Некоторые производители выпускают специальные чарджеры для обычной 16А розетки на 220В, но это будет очень долгий процесс, поэтому такие устройства продаются или идут в комплекте, как дополнительные.

И исключительно, как резервный вариант, на случай, если другой возможности нет. Регулярно это делать не рекомендуется, из-за того, что кабель при этом перегревается, а сам аккумулятор принимает ток неоптимальных параметров, из-за чего уменьшается его ресурс.

Некоторые электромобили заряжаются только при наличии заземления. Например, «умный» кабель Mobile Connector для Tesla Model S при подключении тестирует сеть на наличие заземления. Пока устройство его не «увидит», зарядка не начнется.

Существуют специальные зарядки не требующие заземления, но мы не рекомендуем их использование из-за повышенной нагрузки на сеть.

В бытовой сети напряжение 220В и ток до 16А. В идеальных условиях вы можете получать электричества до:

220В × 16А = 3520 Вт (3,52 кВт).

На практике - это среднее значение от 2,5 до 3 кВт, ввиду того, что со временем ухудшаются контакты, а также изнашивается проводка. Чтобы получать заявленный ток в 16А, лучше провести новую проводку и поставить качественные розетки - Legrand.

Популярный в Украине Nissan Leaf 2015 года выпуска оборудован аккумулятором на 24 кВт*ч. Для полного его восстановления от домашней сети Вам потребуется:

24 кВт*ч / 2,5 кВт = 9 часов 40 минут.

По факту, больше, так как процесс не линейный по мощности и времени, после 80% - он проходит медленно, и при преобразовании теряется около 10% электричества.

Если у Вас Tesla Model S на 85 кВт*ч, придется ждать еще дольше:

85 кВт*ч/ 2,5 кВт = 34 ч (!)

При установке трехфазной розетки на 16А заряжать можно намного быстрее. Без учета потерь, ее максимальная пропускная мощность достигнет:

380В × 16А × 1,72 (cos φ) = 10 458 Вт (10,46 кВт).

Соответственно полная зарядка от трехфазной сети будет не дольше:

24 кВт*ч /10,46 кВт = 2 часа 20 минут для Nissan Leaf
85 кВт*ч/10,46 кВт = чуть более 8 часов для Tesla Model S

В линейном подключении потери электричества при преобразовании достигают 10% (в некоторых всего - 2-3%).

В Украине действуют ограничения РЭС по максимально допустимой нагрузке на потребителя, как правило, для частного дома это 5 - 10 кВт, в зависимости от возможностей магистральных веток. При желании, нагрузку можно увеличить, но это уже отдельный финансовый вопрос.

Если заряжать через станцию, при 5 кВт выдаваемой мощности, тот же Nissan Leaf будет заряжаться за 5-6 часов. Если верить производителю, максимальный запас хода на полной емкости составляет 150 км (по факту в среднем около 100 км) - 24 кВт*ч/100 км.

Если со скоростью зарядки все понятно, то с затратами всё еще интересней.

Стоимость затрат при обычном однотарифном учете электроэнергии

И так, в среднем, ежедневный пробег автомобиля в городе составляет до 100 км (если конечно, Вы - не таксист). Для простоты расчета возьмем этот показатель и сравним какой будет расход в Nissan Leaf 2015 года выпуска и аналогичному ему по классу Nissan Juke базовой комплектации 2017 года с ДВС.

Для преодоления дистанции 100 км на Nissan Leaf необходима полная емкость (24 кВт*ч). В итоге, при полной ежедневной зарядке, за месяц Вы израсходуете электричества:

24 кВт*ч × 30д = 720 кВт*ч.

При тарифе на электроэнергию в Украине 2,64 грн/кВт*ч, месяц езды Вам обойдется в:

2,64 грн/кВт*год × 720 кВт*год = 1 900 грн.

Для сравнения, расход топлива в Nissan Juke при городском цикле составляет 7,6 л/100км. Ежемесячный расход топлива составит:

7,6 л × 30 д = 228 л.

При средней цене А-95 в Украине 55,25 грн/л, ежемесячно Вы будете тратить на заправку:

228 л × 55,25 грн/л = 12 597 грн.

Очередное подтверждение того, что даже при однотарифном учёте, езда на электромобиле явно выгоднее аналога с ДВС, и это не считая отсутствия расходов на замену фильтров и масла.

Еще больше экономии при многотарифном учете

Если Вы будете использовать многотарифный учет, то сможете сэкономить еще больше. 8 часов (с 23:00 до 07:00) действия «Ночного тарифа» вполне достаточно для полного восстановления емкости аккумулятора Nissan Leaf. Тариф в ночной период 0,84 грн/кВт*ч. Соответственно ежемесячный расход на подзарядку при городском цикле езды составит всего лишь:

1,32 грн/кВт*год × 720 кВт*год = 950,4 грн.

А как же быть владельцам Tesla Model S P85D? В комплектации идет одно зарядное устройство Mobile Connector мощностью 11 кВт с разъемом Type 2. Через станцию аналогичной мощности производитель гарантирует полную зарядку за 8 часов.

Но, в украинских реалиях бытовая сеть с такой пропускной мощностью практически не встречается, так как везде действует ограничение нагрузки. Средний доступный предел на трехфазную точку - 7 кВт. Полный заряд при такой мощности займет:

85 кВт*ч / 7 кВт ≈ 12 ч

Дополнительная мощность доступная, но ее необходимо заказывать за отдельную плату. Заплатив $3-5 тыс. РЕС, Вам проведут 15-20 кВт линию. Но это уже чисто индивидуальный вопрос, который зависит от Вашего желания и финансовой способности.

Смоделируем следующую ситуацию: Вы вернулись с работы в 20:00 и сразу же «воткнули» Nissan Leaf в розетку, а через 12 часов - в 08:00 с заряженной на 100% батареей снова уезжаете на работу.

На практике, вряд ли Вы будете четко следить за тем, чтобы в 23:00 подключить машину, и отключить ровно в 07:00. В большинстве станций есть функция «заряжать только при действии ночного тарифа» - необходимо лишь подключить кабель, а процесс запустится автоматически в 23:00 и выключится ровно в 07:00.

И так, для полного восстановления емкости необходимо 24 кВт*ч электричества. С трехфазной станцией достаточно будет 4 часа, с однофазной уже 8 часов. По «ночному тарифу» один цикл обойдется всего лишь:

24 кВт*год× 1,32 грн/кВт*год = 31,68 грн.

Если бы у Вас не было многотарифного счетчика, то потратить пришлось бы немного больше:

24 кВт*ч × 2,64 грн/кВт*ч = 63,36 грн.

То есть, ежедневная экономия равна 50%. Ежемесячно Вы будете экономить:

31,68 грн × 31 (день) = 982 грн.

В год Вы сэкономите:

982 грн × 12міс = 11 784 грн.

В Nissan Leaf 2017 года выпуска была увеличена емкость батареи с 24 кВт*ч до 30 кВт*ч. В среднем однофазная станция позволит восстанавливать 3 кВт*ч емкости в час. Это значит, что через 10 часов автомобиль будет полностью заряжен. Ночной тариф действует только 8 часов, значит 2 часа батарея будет заряжаться по 2,64 грн/кВт*ч. В результате полный цикл Вам обойдется в:

(3 кВт*год × 8год × 1,32 грн/кВт*год) + (3 кВт*год × 2год × 2,64 грн/кВт*год) = 47,52 грн.

Без многотарифного счетчика:

30 кВт*год × 2,64 грн/кВт*год = 79,2 грн.

В итоге дополнительная ежедневная экономия составит:

79,2 грн - 47,52 грн = 31,68 грн (то же самое, что и в примере с АКБ на 24 кВт*ч).

Это подтверждает эффективность экономии с многотарифным счетчиком.

Лучше всего об организации зарядки позаботиться до приобретения электрокара. Во всяком случае, еще до покупки Вы точно должны знать, где будете его заряжать.

Роман
17.07.2021

С первого августа будут действовать новые тарифы и при потреблении более 500кВт стоимость будет составлять 3.4грн/кВт и никаких дневных или ночных тарифов. Что соответственно: 720кВт х 3.4грн= 2448грн. Цена другая, но все равно дешевле! По городу! В тоже время, к примеру я сам, довольно много езжу по командировкам и в менее чем за сутки (бывает) проезжаю около 1200-1500км (Днепр-Киев- встреча с заказчиками и назад Киев-Днепр. Какой электромобиль выдержит такую дистанцию, учитывая что зарядки не на каждом углу, по сравнению с ДВС двигателем и за подобное время? Всё остальное:- поиск зарядки, пересадка на общественный транспорт, и т.д.- потеря времени, причем колоссальная!! Экономия должна быть экономной в том числе и временная, причем для всех, а не навязанная правительством, Евросоюзом, производителем... И в первую очередь отражать потребности, покупательскую способность и т.д- народа! Стоимость эл.мобиля не идёт ни в какое сравнение со стоимостью жигулей, ланосов, калин, сенсов, на которых до сих пор ездит чуть ли не большая часть населения Украины. Когда наши з/п будут приравнены к европейским (в Германии законом утверждена минимальная часовая ставка и составляет 9.6евро/час х курс 32,23=309.4грн/час, что за смену 8ч составляет более 2400грн!!!). Где в Украине платят подобную З/П??? Это при том, что цены на продукцию уж очень приближаются к европейским.

Віталій
07.11.2021

брехня, про зміну тарифів.

Константин
27.03.2019

Ерунда всё это, если на ДВС поставить ГБО стоимость поездки будет равна стоимости электроэнергии, при этом авто приближенного класса будет дешевле в полтора два раза

Иван
16.07.2019

Это не ерунда, поскольку надо учесть стоимость техобслуживание, которое у ДВС гораздо дороже. Дайош электромобиль!

Вячеслав
28.09.2019

Цена ГБО, обслуживание, расходники, свечи, фильтра и т.д, тоже не дёшево

Влад
01.12.2019

во во, прокладки гбц, цепи, успокоители, насос, форсунки, маховики...

Виталий
04.01.2020

Согласен, только Гбо, нет мозгов и есть лишние деньги можно и понты на батарейках взять, у меня седьмой год VW на Гбо, 0,7-0,8 грн. километр расходы прям как у электрички, с ТО, резиной 3 комплекта, музыкой сигналкой установкой Гбо, ну максимум за семь лет до 1грн. за км. И это притом что с салона брал дешевле в два раза от самой дешевой и голимой электрички. Ах да за это время у электрички пора бы поменять аккум. стоимость можете узнать, я за эти деньги две капиталки движка сделаю. Маркетинг наше все, нам навязывают как хорошо иметь абсолютно ненужный товар и как он выгоден.

Дмитрий
29.01.2020

И авто на газу универсальное, куда захотел - поехал, а электричка, по городу, бесполезный хлам. И ещё, я в прошлом году попал в метель на киевской трассе, но с полными баками Бенза и газа, и пофиг мне мороз и снег в поле на трассе, а вот люди в Тесле тихо сходили с ума, вроде понты Тесла, и когда замёрзнуть есть риск, понты проподают)

Павел
18.09.2020

Нету бензомотора - не нужно гбо. У меня ауди А6 2,5л. 6,6 соляры на 100км по Киеву. Соляру беру по 17. 6.6х17 = 1,12грн/км. Езжу так уже более 300 000км (это для любителей рассказать как "дорого" дизеляка в ремонте обходится). Хорошо что есть бензомобили - если бы все были дизелями - солярка бы дорого стоила

Андрей
06.02.2021

Вот ниже человек фантазер. Ауди 2.5 по Киеву 6.5 литров расход, дизель по 17 грн и даже с таким дерьмовым дизелем (цен таких в помине нету) он 300000 км наездил. Странно что она не бесплатно ездит и ещё не летает.

Каждый кто владел дизельной машиной знает - плохой дизель, попандос на бабки.

Валентин
27.03.2021

Это шутка? Расход у лифа большой. Взять Теслу или болта. У них 15-20 кВ на 100 км. Ночной тариф 1 грн. Выходит 20 грн за 100 км. Учтите что масло и фильтра покупать не нужно.

Ваши слова имеют смысл если покупать энергию на быстрых зарядках. Там цена 4-6 грн за кВ и выходит ваш расход гольфа 1.6 на газу. 1 км = 1 грн.

Черный
24.04.2021

Вышли попукать владельцы ДВСных вонючек ;))))

Престаньте гнуть свои пальцы... ваш газ, надо обслуживать, на данный момент цена газа15-16грн. 1л., ну шо уже и 1грн км не выходит да?! Балаболы...

За электричками будущее... цены упадут в течении последующих 3-4 лет... уже сейчас можно купить электричку в цене 13-15k.$ новую... с пробегом на 200-250км. на одном заряде... вы же в свои вонючки (7-15 лет машинам) даже с ГБО в год вкладываете не меньше 500-1000$ на ТО и текущие ремонты... а если здохнет движок то тут кому как повезет, у кого дизель, тот вешается, у кого бенз то страдает... а в электричке капремонт двигла 300-600$ или покупка нового за 1000 с гарантией на 100к. пробега... говорить можно долго... трепачи готовы свое вонючки защищать и голым задом...только не смотреть вперед...

Да я пока еще вожу ДВСную вонючку кросовер... но года - два и возьму электричку без зазрений совести... а вы и дальше финансируйте СТО, производителей ГСМ и автозапчастей...

Иван
02.02.2022

Ребята, Вы ошибаетесь если думаете что электричку не надо обслуживать, моторчики тоже умерают и батарейки вздуваются. И тенденция рынка - захвати и подымай цену. Так что вряд-ли получится на шару кататься.

Захар
21.10.2017

Классно распасано про время и затраты зарядки дома, но знаете , сейчас уже (даже у нас в Одессе) столько зарядок напичкано по городу, в каждом втором ресторане\кафе, у бизнес центров и просто на парковках, что я не думаю, что это есть проблема - приехал на работу и кинул на зарядку.

Единственный минус - если нужно быстро зарядиться, то проблема ....но и тут домой же к своей «быстрой зарядке» не всегда удобно ехать целенаправленно. Так что это не панацея покачто

asd
Евгений
25.10.2017

Для столицы в целом домашняя зарядка IMHO панацея, тут редко кто в день проезжает больше 100 км по пробкам. Для такого пробега хватает заряда аккумулятора даже самого убитого Nissan Leaf (если на светофорах не стартовать), потому зарядившись ночью вполне можно в течении дня не подзаряжать.

Вова
18.01.2018

Вот к примеру для полноты картины сегодняшние расценки, если кто считает себе там выгодно или нет.

Я допустим уже мозг высушил себе. Сколько людей - столько мнений.

asd
Игорь
22.07.2019

Ну подзарядиться возле кафе в Одессе действительно теперь не проблема. Но все таки хочу поставить зарядную станцию, присмотрел в вашем магазине. Скажите, а есть какие-то требования по установке? Кто может поставить такую станцию и сколько это будет стоять? Сама зарядка недорогая, я смотрю.

Боря
09.08.2019

Да хоть самостоятельно ставьте, если есть понимание вопроса, специально обученных людей для установки станции не предусмотрено. Но лучше все таки электрика пригласите.

Anatoliy
13.10.2021

У мене FAW B30-400 Він дійсно не заряджається без заземлення?

Дмитро
13.07.2021

Спорить о стоимости километра пробега нет смысла, на электромобиле он намного дешевле. Но есть одно "но" - это окупаемость. Электромобили намного дороже сравнимых по параметрам дизельных/бензиновых авто.

Срок окупаемости (ТО, топливо, ремонты) - это больше 200 тыс.км. И это просто окупится разница в цене (если в электричке не будет поломок).

Про дальность поездки, скорость зарядки (либо стоимость зарядки убивает всю экономию), удобство зимой - уже все написали, это жирный минус без вариантов.

В общем, электричка - только для города и дачи (недалекой и в теплое время, без кондиционера и печки ). Будет пробег на аккумуляторе пару тысяч км без подзарядки - вопрос отпадет сам собой, а пока вот так.

Хочется электричку - возьмите мопед

Преимущества:
стоимость 1 км пробега, экологичность
Недостатки:
дороговизна, пробег, функциональность
Ростислав Эдуардович
07.06.2019

Я дома поставил станцию, и заряжаю машину в гараже. Удобно, приехал с работы, подключил кабель и до утра батарея уже полная. Недавно мне посоветовали поставить многотарифный счетчик, чтобы электричество ночью было дешевле, что я и сделал. Теперь зарядка моего Лифа обходится копейки, так что советую и вам так сделать!

Александр
05.11.2021

Для предприятий 5 грн. 1 квт. + потери 5-8 %. Вы серьезно об электромобилях в Украине?

Валерия
14.04.2022

Тоже планирую поставить зарядку в часном доме, пока заряжаю от розетки в квартире, за 8 часов ночного тарифа- полностью заряжается и можно и на работу и на дачу, очень удобно и главное никакого запаха бензина)

Valger
02.06.2021

Что за чушь про три фазы и про cos Phi больше единицы??? В самом автомобиле стоит инвертор который собственно выпрямляет напряжение из розетки и поднимает его до уровня необходимого для батареи. Если у Лифа стоит однофазная розетка на входе, то куда вы собрались впихнуть три фазы???

Сергей
22.06.2022

Я бы сказал, что газ что электричество выровнялись, если учесть стоимость машины

Влад
05.02.2024

Кроме лифа есть ещё автомобили и там есть гнездо заправки тип 2 оно на три фазы. Есть американский Шевроле болт с 62 батареей на 470 км. И 200 лошадей движком, до сотки 7 секунд. И пердеть о том что дизель по городу 6 литров не нужно! Да первые 50 тыс да , а далее 8-10-12 литров и насос более штуки баксов, ремонта насоса нет только замена. 2024 купил болт 18 года за 6200 и три штуки доставка в Запорожье.