Как и где выгодней зарядить электромобиль в Украине

С возрастанием электрификации транспорта в мире в целом, и в частности в Киеве и Украине, набрал актуальности вопрос его зарядки. Инфраструктура пунктов для подзарядки начинает развиваться, поэтому большинство пользователей встают перед вопросом: где заряжать электромобиль, дома или на общественной зарядке?

По времени это практически то же самое (5-9 часов и больше, в зависимости от максимальной пропускной мощности), а вот насколько это выгодно - мы рассчитали для каждого случая в отдельности.

Где можно зарядить электромобиль и сколько это будет стоить?

Пункты подзарядки размещаются на АЗС, автопарковках, возле кафе, или ТРЦ. Перед выбором необходимо знать свой тип разъема зарядного кабеля. Всего их шесть:

  • Wall Outlet (Euro Plug);
  • Mennekes (Type 2);
  • EV Plug (J1772);
  • Three Phase 32A;
  • Wall Outlet 120v;
  • Tesla HPWC (Model S).

Допустим в том же Киеве существует много мест для бесплатной «подзарядки», но все они имеют общий ряд сложностей:

  • Большая очередь;
  • Длительное время ожидания;
  • Разъем не всегда подходит;
  • Могут украсть кабель;
  • Придется оплатить парковку;

Популярные бесплатные места в Киеве

  • Подземный паркинг ТРЦ Gulliver, нужно оплатить парковку - 15 грн/час;
  • Бизнес-центр «101 Tower», парковка - 20 грн/час;
  • Подземный паркинг отеля Hilton, парковка - 30 грн/час или 200 грн/сутки;
  • Бизнес-центр IQ, тариф: с 7:00 до 23:00 - 20 грн/час, с 23:00 до 7:00 - 10 грн/час;

Сетевые ЗУ, как правило, требуют предоплаты. В каждой компании собственные тарифы, например:

  • Сеть «ТОКА» - для пользования необходимо сделать предоплату от 1000 до 3000 грн, при этом тариф составляет от 0,73 до 0,84 грн за эквивалент 1 км пробега Nissan Leaf. (доступно только в Киеве, Одессе и Львове);
  • Autoenterprise - тарифы: 10 кВт - 1 грн/мин, CHAdeMO (быстрая зарядка) 20 кВт — 2 грн/мин, CHAdeMO 40 кВт — 4 грн/мин, около 1000 ЗУ по всей Украине;
  • Октан - 4 грн/кВт*ч, ЗУ есть только в Киеве;
  • WOG - можно заряжать бесплатно, но долго. Более 300 точек по всей Украине;

Карта зарядных станций в Украине. Самая полная база в приложении PlugShare

Как бы там ни было, проще всего и дешевле заряжаться дома. Вы точно не встретитесь с проблемой очереди, неисправности или отсутствия нужного кабеля, а платить необходимо будет по себестоимости электроэнергии, что в разы дешевле, чем переплачивать за вынужденную парковку. Оставив машину заряжаться на ночь в гараже, Вы можете быть спокойны, что с ним ничего не случится, а утром он будет стоять с «полным баком».

Зарядная станция дома - эффективно, быстро, безопасно, но есть одно НО

Применение ЗС на бытовом уровне - более эффективная экономия электричества за счет ее высокого КПД. Все производители авто рекомендуют заряжать именно через них. Главные преимущества:

  • Более быстрая и эффективная зарядка за счет преобразования параметров тока;
  • Сохранение ресурса АКБ на протяжении длительной эксплуатации;
  • Контроль состояния подключенной электросети, защита от перегрузок.

Единственным минусом домашних ЗУ является их стоимость. Например, цена бытовой модели на 3,7 кВт начинается от 750 EUR, а более мощной на 7,2 кВт - от 900 EUR.

В украинских реалиях приобретение бытовой ЗУ за столь высокую цену оправдано только для совместного пользования - на закрытых парковках или возле бизнес-центра.

Зарядка от розетки - альтернатива, но не такая сказочная как в рекламе

Для домашней подзарядки необходимо установить специальную трехфазную розетку на 380В, которая будет заряжать в три раза быстрее обычной 220В. В которую подключается кабель с «чарджером».

Некоторые производители выпускают специальные чарджеры для обычной 16А розетки на 220В, но это будет очень долгий процесс, поэтому такие устройства продаются или идут в комплекте, как дополнительные.

И исключительно, как резервный вариант, на случай, если другой возможности нет. Регулярно это делать не рекомендуется, из-за того, что кабель при этом перегревается, а сам аккумулятор принимает ток неоптимальных параметров, из-за чего уменьшается его ресурс.

Некоторые электромобили заряжаются только при наличии заземления. Например, «умный» кабель Mobile Connector для Tesla Model S при подключении тестирует сеть на наличие заземления. Пока устройство его не «увидит», зарядка не начнется.

Существуют специальные зарядки не требующие заземления, но мы не рекомендуем их использование из-за повышенной нагрузки на сеть.

В бытовой сети напряжение 220В и ток до 16А. В идеальных условиях вы можете получать электричества до:

220В × 16А = 3520 Вт (3,52 кВт).

На практике - это среднее значение от 2,5 до 3 кВт, ввиду того, что со временем ухудшаются контакты, а также изнашивается проводка. Чтобы получать заявленный ток в 16А, лучше провести новую проводку и поставить качественные розетки - Legrand.

Популярный в Украине Nissan Leaf 2015 года выпуска оборудован аккумулятором на 24 кВт*ч. Для полного его восстановления от домашней сети Вам потребуется:

24 кВт*ч / 2,5 кВт = 9 часов 40 минут.

По факту, больше, так как процесс не линейный по мощности и времени, после 80% - он проходит медленно, и при преобразовании теряется около 10% электричества.

Если у Вас Tesla Model S на 85 кВт*ч, придется ждать еще дольше:

85 кВт*ч/ 2,5 кВт = 34 ч (!)

При установке трехфазной розетки на 16А заряжать можно намного быстрее. Без учета потерь, ее максимальная пропускная мощность достигнет:

380В × 16А × 1,72 (cos φ) = 10 458 Вт (10,46 кВт).

Соответственно полная зарядка от трехфазной сети будет не дольше:

24 кВт*ч /10,46 кВт = 2 часа 20 минут для Nissan Leaf
85 кВт*ч/10,46 кВт = чуть более 8 часов для Tesla Model S

В линейном подключении потери электричества при преобразовании достигают 10% (в некоторых всего - 2-3%).

В Украине действуют ограничения РЭС по максимально допустимой нагрузке на потребителя, как правило, для частного дома это 5 - 10 кВт, в зависимости от возможностей магистральных веток. При желании, нагрузку можно увеличить, но это уже отдельный финансовый вопрос.

Если заряжать через станцию, при 5 кВт выдаваемой мощности, тот же Nissan Leaf будет заряжаться за 5-6 часов. Если верить производителю, максимальный запас хода на полной емкости составляет 150 км (по факту в среднем около 100 км) - 24 кВт*ч/100 км.

Если со скоростью зарядки все понятно, то с затратами всё еще интересней.

Стоимость затрат при обычном однотарифном учете электроэнергии

И так, в среднем, ежедневный пробег автомобиля в городе составляет до 100 км (если конечно, Вы - не таксист). Для простоты расчета возьмем этот показатель и сравним какой будет расход в Nissan Leaf 2015 года выпуска и аналогичному ему по классу Nissan Juke базовой комплектации 2017 года с ДВС.

Для преодоления дистанции 100 км на Nissan Leaf необходима полная емкость (24 кВт*ч). В итоге, при полной ежедневной зарядке, за месяц Вы израсходуете электричества:

24 кВт*ч × 30д = 720 кВт*ч.

При тарифе на электроэнергию в Украине 1,68 грн/кВт*ч, месяц езды Вам обойдется в:

1,68 грн/кВт*ч × 720 кВт*ч = 1210 грн.

Для сравнения, расход топлива в Nissan Juke при городском цикле составляет 7,6 л/100км. Ежемесячный расход топлива составит:

7,6 л × 30 д = 228 л.

При средней цене А-95 в Украине 26,35 грн/л, ежемесячно Вы будете тратить на заправку:

228 л × 26,35 грн/л = 6008 грн.

Очередное подтверждение того, что даже при однотарифном учёте, езда на электромобиле явно выгоднее аналога с ДВС, и это не считая отсутствия расходов на замену фильтров и масла.

Еще больше экономии при многотарифном учете

Если Вы будете использовать многотарифный учет, то сможете сэкономить еще больше. 8 часов (с 23:00 до 07:00) действия «Ночного тарифа» вполне достаточно для полного восстановления емкости аккумулятора Nissan Leaf. Тариф в ночной период 0,84 грн/кВт*ч. Соответственно ежемесячный расход на подзарядку при городском цикле езды составит всего лишь:

0,84 грн/кВт*ч × 720 кВт*ч = 605 грн.

А как же быть владельцам Tesla Model S P85D? В комплектации идет одно зарядное устройство Mobile Connector мощностью 11 кВт с разъемом Type 2. Через станцию аналогичной мощности производитель гарантирует полную зарядку за 8 часов.

Но, в украинских реалиях бытовая сеть с такой пропускной мощностью практически не встречается, так как везде действует ограничение нагрузки. Средний доступный предел на трехфазную точку - 7 кВт. Полный заряд при такой мощности займет:

85 кВт*ч / 7 кВт ≈ 12 ч

Дополнительная мощность доступная, но ее необходимо заказывать за отдельную плату. Заплатив $3-5 тыс. РЕС, Вам проведут 15-20 кВт линию. Но это уже чисто индивидуальный вопрос, который зависит от Вашего желания и финансовой способности.

Смоделируем следующую ситуацию: Вы вернулись с работы в 20:00 и сразу же «воткнули» Nissan Leaf в розетку, а через 12 часов - в 08:00 с заряженной на 100% батареей снова уезжаете на работу.

На практике, вряд ли Вы будете четко следить за тем, чтобы в 23:00 подключить машину, и отключить ровно в 07:00. В большинстве станций есть функция «заряжать только при действии ночного тарифа» - необходимо лишь подключить кабель, а процесс запустится автоматически в 23:00 и выключится ровно в 07:00.

И так, для полного восстановления емкости необходимо 24 кВт*ч электричества. С трехфазной станцией достаточно будет 4 часа, с однофазной уже 8 часов. По «ночному тарифу» один цикл обойдется всего лишь:

24 кВт*ч × 0,84 грн/кВт*ч = 20,16 грн (это как час парковки при «условно бесплатной» зарядке).

Если бы у Вас не было многотарифного счетчика, то потратить пришлось бы немного больше:

24 кВт*ч × 1,68 грн/кВт*ч = 40,32 грн.

То есть, ежедневная экономия равна 50%. Ежемесячно Вы будете экономить:

20,16 грн × 31 (день) = 625 грн.

В год Вы сэкономите:

625 грн × 12 месяцев = 7500 грн.

В Nissan Leaf 2017 года выпуска была увеличена емкость батареи с 24 кВт*ч до 30 кВт*ч. В среднем однофазная станция позволит восстанавливать 3 кВт*ч емкости в час. Это значит, что через 10 часов автомобиль будет полностью заряжен. Ночной тариф действует только 8 часов, значит 2 часа батарея будет заряжаться по 1,68 грн/кВт*ч. В результате полный цикл Вам обойдется в:

(3 кВт*ч × 8 ч × 0,84 грн/кВт*ч) + (3 кВт*ч × 2 ч × 1,68 грн/кВт*ч) = 30,24 грн.

Без многотарифного счетчика:

30 кВт*ч × 1,68 грн/кВт*ч = 50,4 грн.

В итоге дополнительная ежедневная экономия составит:

50,4 грн - 30,24 грн = 20,16 грн (то же самое, что и в примере с АКБ на 24 кВт*ч).

Это подтверждает эффективность экономии с многотарифным счетчиком.

Лучше всего об организации зарядки позаботиться до приобретения электрокара. Во всяком случае, еще до покупки Вы точно должны знать, где будете его заряжать.

Сортировать: Фильтровать:
по хронологии
новые
полезные
с фото
с ответами
55% пользователей считают этот отзыв полезным
27.03.2019
14
17

Ерунда всё это, если на ДВС поставить ГБО стоимость поездки будет равна стоимости электроэнергии, при этом авто приближенного класса будет дешевле в полтора два раза

16.07.2019
Иван

Это не ерунда, поскольку надо учесть стоимость техобслуживание, которое у ДВС гораздо дороже. Дайош электромобиль!

28.09.2019
Вячеслав

Цена ГБО, обслуживание, расходники, свечи, фильтра и т.д, тоже не дёшево

01.12.2019
Влад

во во, прокладки гбц, цепи, успокоители, насос, форсунки, маховики...

04.01.2020
Виталий

Согласен, только Гбо, нет мозгов и есть лишние деньги можно и понты на батарейках взять, у меня седьмой год VW на Гбо, 0,7-0,8 грн. километр расходы прям как у электрички, с ТО, резиной 3 комплекта, музыкой сигналкой установкой Гбо, ну максимум за семь лет до 1грн. за км. И это притом что с салона брал дешевле в два раза от самой дешевой и голимой электрички. Ах да за это время у электрички пора бы поменять аккум. стоимость можете узнать, я за эти деньги две капиталки движка сделаю. Маркетинг наше все, нам навязывают как хорошо иметь абсолютно ненужный товар и как он выгоден.

29.01.2020
Дмитрий

И авто на газу универсальное, куда захотел - поехал, а электричка, по городу, бесполезный хлам. И ещё, я в прошлом году попал в метель на киевской трассе, но с полными баками Бенза и газа, и пофиг мне мороз и снег в поле на трассе, а вот люди в Тесле тихо сходили с ума, вроде понты Тесла, и когда замёрзнуть есть риск, понты проподают)

77% пользователей считают этот отзыв полезным
18.01.2018
3
10

Вот к примеру для полноты картины сегодняшние расценки, если кто считает себе там выгодно или нет.

Я допустим уже мозг высушил себе. Сколько людей - столько мнений.

94% пользователей считают этот отзыв полезным
21.10.2017
1
17

Классно распасано про время и затраты зарядки дома, но знаете , сейчас уже (даже у нас в Одессе) столько зарядок напичкано по городу, в каждом втором ресторане\кафе, у бизнес центров и просто на парковках, что я не думаю, что это есть проблема - приехал на работу и кинул на зарядку.

Единственный минус - если нужно быстро зарядиться, то проблема ....но и тут домой же к своей «быстрой зарядке» не всегда удобно ехать целенаправленно. Так что это не панацея покачто

25.10.2017
Евгений

Для столицы в целом домашняя зарядка IMHO панацея, тут редко кто в день проезжает больше 100 км по пробкам. Для такого пробега хватает заряда аккумулятора даже самого убитого Nissan Leaf (если на светофорах не стартовать), потому зарядившись ночью вполне можно в течении дня не подзаряжать.