Перед покупкой электромобиля пользователи всегда задаются вопросом: где и как его заряжать? Мы уже писали о том, какие есть варианты подзарядки в Украине. Если Вы только думаете над тем, какой автомобиль лучше выбрать - электрический или бензиновый, данная информация будет полезной. Но если Вы уже решились и купили электромобиль, тогда поздравляем. Теперь мы расскажем, какую зарядку для него выбрать.

Многое зависит от места установки. Это может быть паркинг, крытый гараж или паркоместо под открытым небом. Можно купить готовую зарядную станцию, подключить и заряжаться, а можно «заморочиться» и собрать самому (многие так делают, но не у всех получается).

При выборе важно учитывать технические параметры, такие как тип разъема, ток, длина кабеля, функционал. И на этом вопросе мы остановимся чуть более подробно.

Какие разъемы используются в электромобилях? Какой выбрать?

Далеко не все водители понимают какой у них разъем, особенно в первые месяцы после покупки. Но на самом деле все просто, потому что основных типа всего 2:

  • J1772 (более известный как Type 1) - американский стандарт на 5 контактов. В Украине более 90% «электричек» из США и все оснащены именно таким разъемом;
  • Mennekes (он же Type 2) - европейский стандарт на 7 контактов. Подключается к трехфазным розеткам, но обычно используется только одна фаза. Присутствует на электромобилях европейского происхождения, например, Renault.

Есть и другие стандарты, их знать не так важно, но кому-то может быть интересно:

  • Tesla Supercharger (угадайте для какого автомобиля) - это не просто порт, а нагнетатель энергии, за 20 минут заряжает батарею более чем на 50%. В США и Европе используются совсем разные вариации Supercharger, у американской Теслы - 3 контакта, а у европейской - 5. Tesla Supercharger используется только на коммерческих электрозаправках в Евросоюзе и США, в Украине их пока нет (судя по информации из открытых источников, они появятся не раньше 2022г.).
  • CHAdeMO - 2-контактный разъем для быстрой подзарядки постоянным током, поддерживается автоконцернами Nissan, Mitsubishi, Subaru и Toyota. В Украине его можно увидеть крайне редко и разве что на европейских Kia Soul EV, Nissan Leaf, Citroen Berlingo, Daimler Smart ED, Mercedes B250E или европейской версии старой Tesla Model S;
  • CCS Combo (Type 1/Type 2) - комбинированный разъем для подключения к портам переменного и постоянного тока. В американских и японских автомобилях используется CCS Combo совместимый с Type 1, а у европейских с Type 2;
  • GB/T 20234 - китайский стандарт. Здесь все сложно, визуально он напоминает европейский Type 2, но технически с ним не совместим. И вообще в Китае существуют 2 абсолютно разные вариации GB/T, одна для переменного, а вторая - для постоянного тока. В Украине таких автомобилей нет, поэтому данный стандарт Вам вряд ли пригодится.
РегионПорты переменного тока (AC)Порты постоянного тока (DC)Комбинированные порты (AC/DC)
США
Type 1 J1772

Tesla Supercharger (US)

CCS Combo 1
Европа
Type 2 Mennekes

Tesla Supercharger (EU)

CCS Combo 2

CHAdeMO
Китай
GB/T 20234 (AC)

GB/T 20234 (DC)
 

Для наглядности можете воспользоваться таблицей.

Марка электромобиляПорты переменного тока (AC)Порты постоянного тока (DC)
СШАЕвропаСШАЕвропа
BMW i3 Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Fiat 500e (2007) Type 1 нет нет нет
Fiat 500e (2020) Type 1 Type 2 нет нет
Ford Focus Electric Type 1 нет CCS Combo 1 CCS Combo 2
Hyundai Ioniq Electric Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Hyundai Kona Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Jaguar I-Pace Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Kia Soul EV Type 1 Type 2 CHAdeMO CHAdeMO
Mercedes-Benz B-Class Electric Type 1 Type 2 нет нет
Mitsubishi i-MiEV Type 1 нет нет нет
Nissan e-NV200 Type 1 нет CHAdeMO (опция) CHAdeMO (опция)
Nissan Leaf (2010) Type 1 нет CHAdeMO (опция) "CCS Combo 2 CHAdeMO (опция)"
Nissan Leaf (2018) Type 1 Type 2 CHAdeMO (опция) "CCS Combo 2 CHAdeMO (опция)"
Renault Kangoo Z.E. Type 1 Type 2 нет нет
Renault ZOE нет Type 2 нет нет
Smart ForTwo Electric Drive Type 1 Type 2 нет нет
Tesla Model S "Tesla Supercharger (с переходником на J1772)" Type 2 "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)" "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)"
Tesla Model 3 "Tesla Supercharger (с переходником на J1772)" Type 2 "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)" "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)"
Tesla Model X "Tesla Supercharger (с переходником на J1772)" Type 2 "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)" "Tesla Supercharger CHAdeMO (опция) CCS Combo 2 (адаптер)"
Tesla Model Y "Tesla Supercharger (с переходником на J1772)" Type 2 "Tesla Supercharger CHAdeMO (адаптер)" "Tesla Supercharger CHAdeMO (опция) CCS Combo 2 (адаптер)"
Toyota RAV4 EV Type 1 нет нет нет
Volkswagen e-Golf Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Volkswagen e-Up Type 1 Type 2 CCS Combo 1 CCS Combo 2
Chevrolet Bolt EV Type 1 нет CCS Combo 1 нет
Chevrolet Spark EV Type 1 нет CCS Combo 1 нет
Opel Ampera-e нет Type 2 нет CCS Combo 2

Возьмите на вооружение простое правило: для американского автомобиля выбирайте станцию с разъемом Тип 1, а для европейского - Тип 2. Остальные порты используются для подключения к постоянному току на коммерческих электрозаправках и в данном случае не так важны.

Как насчет переходников?

Так исторически сложилось, что в Украине почти все коммерческие пункты подзарядки укомплектованы кабелями Type 1 и Type 2. Но из-за того, что большинство электромобилей - американские, Type 1 постоянно заняты, а Type 2 - свободны. Некоторые пользователи, чтобы не стоять в очереди, подключаются к европейским портам через переходник.

Проблема в том, что у стандартов Type 1 и Type 2 несовместимый пилот сигнал, т.е. переходник только имитирует его. К чему это приводит? Да ни к чему хорошему.

Перед отключением коннектора нужно нажать кнопку разблокировки - она отправляет сигнал на бортовую систему, чтобы АКБ прекратили заряжаться, прежде чем разорвутся контакты. В случае с переходником пилот-сигнал не работает правильно, при нажатии на кнопку коннектор разблокируется механически, но все равно останется под нагрузкой, поэтому при «выдергивании» возникает дуга, что может привести к выгоранию контактов, электроники или мелкому пожару.

Предварительно можно попробовать отключить все через бортовую систему, но это неудобно и все равно нет гарантий, что сработает. Нередкие случаи когда из-за переходника сгорала бортовая электроника, особенно в таких «чувствительных» машинах, как Renault ZOE.

Ремонтировать придется за свои деньги, потому что использование переходников приводит к потере гарантии. Дело в том, что они запрещены международными стандартами, никакие автопроизводители не разрешают их использовать.

Исключение - адаптеры Tesla для подключения «суперчарджера» к CHAdeMO или CCS Combo 2, они лицензированные и полностью совместимы с соответствующим стандартом (иначе американскую Теслу Вы нигде не зарядите). В Украине продается много других (несертифицированных) переходников, но их подбор - не лучшая идея, они опасные, поэтому лучше избегать их применения.

На какие параметры смотреть при выборе

Зависимо от условий эксплуатации можно подобрать оптимальные характеристики и прежде всего мощность. Бытовые зарядные устройства идут на 16А (3,6-3,7кВт) или 32А (7-7,4кВт), от чего зависит скорость зарядки. Отталкиваться нужно от того, сколько киловатт выделено на домохозяйство или электромобиль может взять максимально.

Высокая мощность не гарантирует быструю зарядку

На домохозяйство РЭС выделяет не больше 3-5кВт. Даже если выбрать выходную мощность 7кВт, Вы технически не сможете взять больше установленного по договору ограничения. Кроме того часть нагрузки все равно уйдет на бытовую технику, т.е. даже в таком случае получится не больше 2-3кВт и номинальных 3,6кВт хватит с головой.

Второй фактор - сколько электричества может принять система электромобиля. Бюджетные марки, как Nissan Leaf, часто укомплектованы портом на 3,7кВт (16А) или опционально на 7,4кВт (32А). Машина не сможет взять больше киловатт, чем рассчитан порт.

Чтобы не переплачивать, выбирайте номинал 16А - для городских условий это оптимальный вариант. За ночь машина с АКБ на 24-40 кВт*ч успеет зарядится на 80-100% и этого хватит на целый день (съездить на работу, забрать ребенка со школы, за покупками в супермаркет и т.д.). А если учитывать дополнительные пункты для подзарядки, как парковка в бизнес-центре или возле супермаркета, то проблем с запасом хода вообще не должно быть.

Если машина укомплектована портом на 32А, лучше выбрать более высокую мощность. Все таки при условных 4-5кВт ночью она будет заряжаться быстрее, чем при 2-3кВт.

Как выбрать антивандальность и влагозащиту

Для крытого гаража защита от влаги не критична, но если планируете подзаряжаться у себя во дворе или на паркоместе под открытым небом, выбирайте уровень пылевлагозащиты не ниже IP65.

Чем выше степень IP, тем лучше защищена электроника от влаги.

Навесной блок может быть уязвим при установке в гаражном кооперативе или на открытом паркинге без охраны или камер. Для защиты от вандалов его можно установить в металлический бокс с замком.

Переносной «кирпич» могут своровать, если Вы подзаряжаетесь от обычной розетки в общественном месте. Предотвратить воровство можно 3 способами:

  • Самый надежный - не оставляйте переносную зарядку в таких местах без присмотра или поищите альтернативный вариант («зеленое» паркоместо, сетевая электрозаправка);
  • Механическая блокировка коннектора (предусмотрена не во всех машинах);
  • Функция «антивор» - если кто-то попытается отключить коннектор, на телефон придет уведомление, а сам блок управления заблокируется при подключении к другому автомобилю.

При выборе важно обратить внимание и на другие, не менее важные функции, что помогут контролировать процесс подзарядки. Рассмотрим их более детально.

Полезные функции, о которых важно знать

  • Адаптивный режим - зарядное устройство подстраивается под сеть, при снижении напряжения автоматически уменьшается ток. Полезный для нестабильной сети с частыми перепадами напряжения;
  • Регулировка мощности - позволяет ограничивать сетевую нагрузку. При активном пользовании бытовой техникой можно выставить 3-6А, чтобы не перегружать сеть, а ночью поставить максимальные 16А или 32А;
  • Зарядка без заземления (в некоторых переносных моделях) - позволяет зарядить аккумуляторы в экстренной ситуации, когда доступна только незаземленная бытовая розетка;
  • Счетчики использованного электричества, времени подзарядки, минимальной/максимальной мощности и т.д;
  • WiFi модуль - удаленный контроль и отслеживание параметров через смартфон;
  • Обновление прошивки - исправление ошибок программной части, добавление новых и улучшение старых функций.

Кроме функционала важно подобрать подходящую конструкцию, потому что бывают переносные и стационарные зарядные устройства.

Переносная или стационарная зарядка?

Принцип работы и «начинка» - одна и та же, разница только в том, что одни модели монтируются на стену в гараже, в другие можно возить с собой в багажнике. Чтобы понять, какие лучше подходят в Вашем случае, а какие - хуже, рассмотрим преимущества и недостатки каждой конструкции.

Чем хорош переносной тип

«Кирпич» позволяет подзаряжаться не только дома, но и везде, где есть обычная бытовая розетка. Он оптимально подходит для частых загородных поездок. В сельской местности и маленьких городах с инфраструктурой электрозаправок не все так хорошо, как в мегаполисах типа Киева или Одессы, поэтому переносная зарядка может сильно выручить.

Недостатки:

  • Нельзя поменять характеристики или расширить функционал, нужно изначально выбирать наиболее важные функции;
  • Могут своровать (на открытом паркинге лучше не оставлять без присмотра);
  • Приходится каждый раз разматывать и сматывать кабель 5-7м.

Важно рассчитать длину провода так, чтобы в подключенном состоянии функциональный блок свободно лежал на полу, а не висел в воздухе, создавая натяжение. Если не хватит длины, придется использовать удлинитель, но многие производители, как EnergyStar, запрещают это делать. Лучше не рисковать гарантией и взять кабель на пару метров длиннее.

Преимущества:

  • Компактные размеры, легкий вес;
  • Можно подзарядится от любой бытовой розетки (некоторые модели могут работать без заземления);
  • Не нужно «заморачиваться» с монтажом - воткнул вилку в розетку и заряжаешься.

У нас большой выбор качественных переносных зарядных станций EnergyStar украинского производства. Они надежные и очень функциональные - базово поддерживают адаптивный режим, регулировку мощности и подзарядку без заземления. Этого уже достаточно для безопасной и комфортной зарядки, а некоторые модели еще и оснащены WiFi модулем.

Если по каким-то причинам не подходит «кирпич», можете выбрать настенную станцию.

Стационарный пункт подзарядки у себя дома

Функциональный блок фиксируется на стене гаража или паркоместа. Зависимо от производителя и модели, он может быть укомплектован портом или коннектором. Такая конструкция очень удобная при нечастых выездах загород. Днем можно заряжаться на работе или платной парковке, а вечером - дома. Из недостатков:

  • Для установки нужно проложить новую проводку, прикрепить и подключить сам блок, что требует дополнительного времени и финансов;
  • Привязка к месту подзарядки.

Преимущества:

  • Напольную колонку или навесной блок точно не своруют;
  • Многие производители допускают расширение функционала, опционально можно добавить еще одну розетку или WiFi модуль;
  • Не нужно каждый день разматывать и сматывать кабель.

В нашем магазине можете выбрать самую надежную отечественную настенную станцию - Octa Energy. За счет модульной конструкции, можно опционально установить любой функционал или расширить уже существующие возможности. Притом по качеству она не уступает импортным аналогам: Circontrol, Elinta или Schneider Electric.

Стационарная станция может быть как заводской, так и сборный. Трудно сказать, какая лучше и удобнее, потому что они используются в разных случаях.

Кому нужны заводские стационарные зарядки?

Заводской зарядный блок обычно идет в минимальной комплектации, часто без возможности расширения. Его чаще всего выбирают крупные организации для сетевого размещения (торговые центры, супермаркеты, объекты инфраструктуры). Они заказывают сразу несколько сотен или тысяч единиц в готовом к подключению виде, что намного быстрее и юридически проще, чем покупать отдельные компоненты и собирать самостоятельно.

Если и присутствует функционал, то очень ограниченный. Это оптимальный вариант для общественной парковки, где используется мощная сеть и могут заряжаться разные автомобили. Условно, Nissan Leaf будет брать 3,6кВт, а Tesla - 7,4кВт или больше. Пользователь просто подключает коннектор в порт и машина получает максимальную мощность. Никакие параметры или регулировки ему не интересны, пока автомобиль припаркован - АКБ заряжается.

Для частного пользования это не всегда удобный вариант, потому что наверняка будет интересно отслеживать затраты электричества или установить ограничения по мощности, чтобы можно было пользоваться другими электроприборами. Можно собрать зарядную станцию «под себя» с необходимым функционалом и комплектацией.

Нет универсальной зарядки для всех. Они все разные и у пользователей тоже бывают разные запросы, зависимо от особенностей домашней сети, марки машины или места установки. Отталкивайтесь от собственных частных условий и уже под них выбирайте зарядную станцию с подходящим уровнем качества и функциями.